25-е марта — День работника культуры, в России поздравили тех, чьё призвание — делать наш мир краше. А уже завтра мы отметим День театра. В годы Великой Отечественной войны продолжали работать многие учреждения культуры, а деятели искусства вместе с советскими солдатами прошли долгий и кровавый путь до Берлина. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни военных лет находили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их на подвиги и вселяли уверенность в победе.
Когда немецкая армия стоит на подступах к столице, а все ресурсы страны брошены на борьбу с врагом, кажется, не время снимать кино. Но режиссеры, операторы, актеры продолжали работать и в блокадном Ленинграде, и в обороняющейся Москве. Уже в ноябре 41 года в Среднюю Азию эвакуировали «Мосфильм», «Ленфильм», и на базе алма-атинской студии организовали Центральную объединенную киностудию художественных фильмов. Именно в Алма-Ате была закончена культовая советская комедия «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева; там же, Сергей Эйзенштейн снимал обе серии «Ивана Грозного».
Тема патриотизма и мужества советских людей в годы войны стала центральной в фильмах «Зоя», «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова и «Человек № 217». Много картин снималось о бойцах и командирах Советской армии, о фронтовых буднях. Фильмы «Парень из нашего города», «Жди меня», «Два бойца» стали поистине народными.
Съемки фильмов шли все время, с самого начала войны и до ее конца. Кинематографисты работали в условиях, когда не хватало не только техники и декораций для съемок — не хватало даже еды, чтобы накормить шатающихся от голода актеров.
Всего в годы войны было снято более 100 художественных фильмов.
Работники библиотек, картинных галерей и музеев организовывали эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так, были вывезены почти полностью экспозиции ряда музеев, около 700 тысяч единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки имени Ленина, свыше 18 тысяч экспонатов Третьяковской галереи. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.
В годы войны театральные артисты своими выступлениями поддерживали боевой дух воинов Красной Армии. Пьесы должны были пробуждать чувство гордости за свой народ, и вызывать ненависть и злобу в отношении врага, вероломно ворвавшегося на нашу землю. Так, в 42 году родились пьесы «Нашествие» Леонова, «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» Симонова. Они были написаны в период ожесточенных боев 42-43 годов, когда поддержание боевого духа было особенно необходимо.
Из состава театральных и цирковых трупп создавались концертно-фронтовые бригады, всего около 4-х тысяч выездных ансамблей и 42 тысячи артистов, которые дали более миллиона концертов в воинских частях, госпиталях, на призывных пунктах и в партизанских отрядах. Финальной точкой в истории фронтовых бригад стал концерт, который состоялся 2 мая 45 года у стен поверженного Рейхстага.
«Священная война», «Катюша», «Синий платочек», «Темная ночь». Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.
9 августа 42 года, в осажденном немцами Ленинграде впервые была исполнена Седьмая симфония Шостаковича. Написана она была как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.
75 лет назад отгремели последние залпы войны. Но песни, опаленные войной, с которыми прошли советские солдаты по тяжелым фронтовым дорогам, продолжают жить и звучать в сердцах молодого поколения.
Годы войны доказали жизненную силу советской культуры. Несмотря на то, что фашисты варварски уничтожили и разграбили тысячи музеев, галерей, театров и филармоний, вывезли множество художественных ценностей, культура выдержала все испытания и стала дополнительным оружием в борьбе за победу.