Братский драмтеатр вернулся из столицы Приангарья. На сцене Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова братчане показали спектакль «Зинуля». О том, как это было, рассказывает завлит театра Елена Чайковская.
Это был тринадцатый спектакль по счету. Но в Братском драматическом не верят в знаки и приметы. Потому что профессионалы. Однако волнение, и очень сильное, было. Главная сцена области. Полный зал. Пять сотен зрителей. Им нужно рассказать и сделать близкой, понятной историю, которую сорок лет назад написал драматург Александр Гельман и которую посвятили юбилею Байкало-Амурской магистрали.
В спектакле спорят две точки зрения не только на стройку – на жизнь. У каждой позиции свои аргументы, весьма веские. Они были актуальны и во времена строительства БАМа, и сейчас. Потому что речь идет о выборе между честью, достоинством, ответственностью перед страной и личной выгодой, комфортом, приспособленчеством, обывательщиной – такой понятной, такой притягательной, удобной. Героиня, как может, сражается за свою правду. И весь зал вместе с Зинулей переживал ее драму – личную и личностную. И был вместе с ней «за». Актеры эту поддержку ощущали.
Валентина Фитиль, актриса Братского драматического театра:
Здорово. Сцена потрясающая. Потрясающий зал. Зритель очень хорошо принимал. Единое было существование зала — не отдельный зритель, а все вместе. Энергия шла от нас к ним и от них — к нам. Стоять на такой исторической сцене, играть — это дорогого стоит.
Прошло всего два месяца с момента премьеры, а «Зинуля» уже побывала на БАМе: в Усть-Куте, Казачинском. Спектакль показали в братской Осиновке для ветеранов «Ангарстроя», а также сотням братчан. «Зинуля» смогла адаптироваться к разным условиям сценических площадок и прочно встать на ноги.
Андрей Воробьев, актер, главный режиссер Братского драматического театра:
Братский драматический театр может все. Артисты Братского драматического могут многое. Достоинство, которое заложил режиссер Геннадий Степанович в этот спектакль — его адаптивность. Самый главный принцип — умение быть здесь и сейчас. Неважно, какая это площадка — маленькая в Казачинском, либо большая академическая сцена — мы можем все. Главное-быть живыми. Видеть своего партнера здась и сейчас и четко работать, глядя друг другу в глаза. Сообразно этому принципу мы делаем свое дело и поэтому имеем успех, понимание у зрителя. Зритель нас смотрит, сопереживает, сочувствует и понимает, о чем мы говорим.
Режиссер -постановщик Геннадий Гущин наблюдал за спектаклем «с тренерской скамейки» — из своего родного зала Иркутского академического. Он не видел спектакля после премьеры. Похоже, «Зинуля» его порадовала.
Геннадий Гущин, режиссер, заслуженный артист РФ,
Молодцы артисты. Я видел, что к 10-15 минуте зрители смотрели сосредоточенно, а затем начали сопереживать. Я успокоился — получилось. С премьеры спектакль вырос: стал мощнее, глубже. Он живой, самое главное. Большое спасибо артистам.
Так что Иркутск встретил Братский драматический и «Зинулю» не только снегопадом и дождем, не только десятибалльными пробками на дорогах, но и искренним принятием спектакля, пониманием — на таких «Зинулях» держался, держится и будет держаться мир.