И церкви быть. В Ангарской деревне обещают к концу года достроить самый главный объект этнографического музея

Все выше и выше. В Ангарской деревне не по дням, а по часам растет церковь. Плотники приступили к завершающему этапу строительства главного объекта этнографического музея. К концу года в самом сердце Братского острога, устремив деревянные маковки в зимнее небо, засияет церковь Владимирской иконы Божьей матери. Наша съемочная группа познакомилась с ребятами, которые вызвались возродить жемчужину деревянного зодчества XVII века.

В лесу раздавался… нет, не топор, как это было бы веке в XVII. Морозный воздух Ангарской деревни вот уже несколько недель своим рычанием пронизывает звук бензопилы. Дружные ребята бригады плотников из Красноярска, засучив рукава, взялись построить для Братска церковь из бревен. Исконно русская технология, говорят строители, практически утеряна. Уроки по возведению таких объектов плотники брали у опытных мастеров по всей России.

Федор Козьмин, старший плотник

У каждого уважающего себя плотника есть мечта поучаствовать в строительстве церкви и проявить себя. Столько элементов, которые надо воедино связать, чтобы получилось красиво. Они умели видеть. Знали понятие как золотое сечение. Все геометрические формы с точки зрения красоты все понимали и видели. Не обладая технологиями, не было ни рулеток, ни уровней. Они пользовались ниточками и своим глазом все, а получалось великолепно. То, что радует глаз людей до сих пор. И это восстанавливается и слава Богу. Хочется проникнуться, прочувствовать и побывать в этой шкуре.

Федор в команде старший плотник. Вырос в деревне, жил в хате с вековой историей. Он сложил уже ни один дом. Но это были коммерческие заказы. Церковь строят впервые. В будущем молодой человек и сам мечтает поставить сруб. Чтобы переехать из каменных джунглей в свой дом.

Бревна подготавливают, используя тесло. Таким же наши прадеды когда-то мастерили своим хозяйкам корыта. Его лезвие как раз, так изогнуто, чтобы максимально точно сделать выемку и плотно сложить детали. Нужно отметить, что ввысь церковь растет ангарскими соснами. Впервые материал со своих делян музею предоставила группа Илим. Она же выделила средства и на производство работ.

Максим Глушенко, заместитель директора по научной работе в Братском городском объединенном музее истории освоения Ангары

Тип церкви клетского типа, с двускатной крышей, с бочечным покрытием, со всеми этими древнерусскими культовыми элементами архитектуры. Луковичные главки будут покрыты лемехом. Технология называется «в угол», «в обло» «в чашу» — разные названия. Важный момент древнерусского зодчества XVII века это то, что бревно было выразительным элементом. А в XIX веке бревенчатые стены было принято обшивать, забеливать известкой под каменное зодчество. В XIX веке начался упадок культового зодчества, в XVII-XVIII был рассвет. Чтобы показать каким оно было в то время, мы и воссоздаем эту церковь в рамках воссоздания всего Братского острога.

3D-версию всего комплекса подготовила в рамках своего дипломного проекта студентка Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. Вся Ангарская — как на ладони. Еще год-два и здесь появятся и остальные объекты острога.

Максим Глушенко, заместитель директора по научной работе в Братском городском объединенном музее истории освоения Ангары

Планируется закончить избу приказчика, пороховой погреб. Сруб полостью зарытый под землю, где хранился весь пороховой запас. Избу аманатов, где содержали заложников для выплаты ясака из местных народов. Различные бани, лавки, амбары. И после этого будет весь комплекс Братского острога.

Сейчас сотрудники музея размышляют на тем, кому доверить проект иконостаса. Ведь он тоже должен быть выполнен в стиле XVII века. Привезенного группой Илим лесоматериала хватает и для ремонта «деревенской» части музея. При дополнительной поддержке администрации города удалось начать реставрацию ворот на первой усадьбе. А также замену настила на второй усадьбе.

Последние новости