С чего началась история киноиндустрии в мире? Как лошадь связана с созданием кинокамеры? Особенности съемок на камеру «Синематограф». На эти и другие вопросы ответим в сюжете, посвященном дню рождения первой в мире кинокамеры.
«Синематограф» — именно так называлась первая кинокамера, и день ее рождения отмечается во всем мире 13 февраля. В этот день в 1895 году братья Огюст и Луи Люмьер получили патент на устройство под названием «Cinematographe». Кинокамера братьев совместила в себе лучшие разработки тех времен. В основе «Синематографа» стоят: камера обскура, кинопроектор и хронофотографическое ружье. Хронофотограф — это аппарат для съемки предмета во время движения. Он делает множество снимков, на которых объект изменяет свое положение в кадре.
Елена Еремеева, корреспондент программы «Факт»:
Особую роль в создании хронофотографа сыграла эта статная красавица. Для разрешения спора между губернатором Калифорнии и двумя любителями скачек был нанят фотограф Эдвард Мэйбридж. Он провел особый фотоэксперимент, в котором участвовала лошадь Сэлли Гарднер. Итогом эксперимента должен был стать ответ на вопрос — отрывает ли лошадь во время галопа все четыре ноги от земли или нет.
Результат исследования — серия фотографий, на которой зафиксированы отдельные фазы движения лошади. Один из снимков окончательно разрешил спор главы Калифорнии и любителей конного спорта. На нем был виден момент отрыва всех четырех ног лошади.
На основе этого эксперимента в 1882 году Этьен-Жюль Маре создал хронофотографический пистолет или фоторужье.
Это название устройство получило благодаря конструкции: рукоять и вращающийся барабан, но вместо пуль — фотопластинки.
Кинокамера братьев Люмьер делала 15 снимков в секунду и переносила изображение на 35-мм кинопленку. Камера тут же получила широкое применение в науке, медицине, художественном кино и даже на ТВ. Особенным спросом пользовалась телевизионная съемка. Речь идет о второй половине ХХ века. Владимир Андреевич Короп работает оператором на телевидении уже более 50 лет. Переход с кинокамер на цифровые происходил на его глазах. И надо отметить, что в съемке на кинопленку были свои нюансы.
Владимир Короп, ветеран Братского телевидения, оператор ТРК «Братск»:
Я как раз снимал по заказу Центрального телевидения сюжет для программы «Время» о нашем знаменитом бригадире. Вроде бы отсняли нормально сюжет. Сняли все, что положено и корреспондент, забрав пленку, поехал в Иркутск. Пленку рекомендуют держать в холодильнике. И прежде, чем увезти её в Москву, он положил ее в холодильник. А на утро оказалось, что она случайно попала в кастрюлю с борщем.
Кинопленка — светочувствительный и хрупкий материал. Испортить целую ленту можно было просто заменив ее в кинокамере в освещенном помещении. Все тонкости съемок на пленку упростило появление CD-карт. В то время, как карта памяти универсальна в использовании, одну и ту же пленку нельзя применять для съемок и на улице, и в помещении. А количество кадров на цифровом носителе почти неограничено, в сравнении с пленкой.
Владимир Короп, ветеран Братского телевидения, оператор ТРК «Братск»:
Тяжело, потому что куда-то поехал — сюжет снял, а кассеты рассчитаны, вот эти. И у нас был лимит такой у операторов — один к трем. Часть в эфир — три части нужно в корзину, если не получились дубли какие-то. Так что мы старались, прежде чем нажать гашетку, хорошо подумать.
Елена Еремеева, корреспондент программы «Факт»:
Совсем недавно для того, чтобы посмотреть фильм, люди надевали свои лучшие наряды и шли в кинотеатр. Там они проходили в зрительный зал и смотрели новинки. В это время за стенкой стоял обученный человек и крутил киноленту. Сейчас для того, чтобы посмотреть свой любимый фильм или сериал, достаточно просто найти его в телефоне.
Один из первых фильмов, снятых на кинокамеру и публично показанных братьями Люмьер, назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Его презентация состоялась 6 января 1896 года.
Люди с опаской смотрели кинокартину, настолько она казалась им реалистичной. Сейчас же высоким качеством или хорошим звуком мало кого можно удивить.
А первый «Синематограф» хранится в музее Института Люмьер во Франции. Это открытие — важный шаг в создании и развитии киноиндустрии. С тех пор камеры переходили с пленочной записи на цифровую, становились меньше, легче. И, не смотря на то, что кинокамере исполнилось 129 лет, ее история на этом не заканчивается. Кинокамеру до сих пор используют для съемок рекламных роликов, клипов и фильмов.