Кто такие старообрядцы , где и как живут общины православных после раскола Русской церкви. В музее политической ссылки работает выставка, которая рассказывает о последователях протопопа Аввакума. О правнуках тех, кто после реформы патриарха Никона остался верен, расскажут Анастасия Михайлова и Даниил Рыбкин. Братск открыл череду мероприятий, которые приурочены к 400-летию со дня рождения священномученика.
Первый политический ссыльный на братской земле. В башню острога ярого противника Никоновской реформы Аввакума доставили осенью 1656 года. И с тех пор начались его скитания по Даурской земле. Земле, на которой по сей день живут и передают из уст в уста его проповеди тысячи христиан. Ольгины прародители из тех, кто в XVI веке не принял новых правил. А сохранил для потомков исконно русские традиции веры и старые обряды.
Ольга Турчанинова, руководитель Общества культуры семейских Иркутской области
По отцу, когда раскол произошел, мои предки ушли на польские земли, на территорию Речи Посполитой, убежали от гонений и прожили там 100 лет — это ветка Стародубье. Затем, по приказу Екатерины II, их выслали на сибирские земли и так они попали в Даурию, в Забайкальский край. Мои предки были основателями деревни Куйтун. А по материной линии ушли через Китай и попали в Северную Америку. По материной линии прабабушка была инокиней. Она стала монашкой у себя дома. Была келья и там она в 50-х годах умерла. Она писала письма, они сохранились.
Уходя от гонений, староверы целыми семьям покидали Русь. Как ни странно, говорит Ольга, но на чужбине — в эмиграции, обычаи, книги, а самое главное — чистый русский язык, сохранился лучше. Сегодня общины старообрядцев живут в Китае, Уругвае, Северной и Южной Америке, Австралии.
Ольга Турчанинова, руководитель Общества культуры семейских Иркутской области
Народные коллективы выступают — рубахи короткие, а должны быть длинные. Они закрывать должны все причинные дела. Все должно быть закрыто. Из Южной Америки приезжали старообрядцы — у них у всех рубахи длинные. Пояс носился обязательно. У каждого регионов был свой орнамент. По поясу можно было отличить из какой местности.
Потомки старообрядцев не сдают свои реликвии в музей. Этими книгами, многим из которых более 400 лет, они пользуются в повседневной жизни. Бережно хранят нательные кресты и чтут обычаи и уклад. У соседей — в Бурятии более 20% семей — старообрядцы. А это более 200 тысяч человек. Более того, старославянский язык дети изучают с рождения. В республике действует программа по сохранению и развитию этнокультурного образования. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» не знать — стыдно.
Сергей Петров, член общественной палаты республики Бурятия, председатель общественной организации культура «Симейских» республики Бурятия.
Он великий писатель, общественный деятель. В своей книге «Житие» первым из европейцев описал уникальную природу Байкала, нашу природу. Леса, сколько зверья, очень интересный и живой язык. На его книгах учились такие великие писатели, как Лев Толстой, Достоевский, Тургенев и Лесков. Читали Аввакума, его живой язык. Интересно, уникально написано. Золотой фонд русской культуры.
Интерес к культуре старообрядцев вызван не памятной датой со дня рождения главного идеолога, говорят авторы выставки. Например, в Румынии власти поддерживают старообрядчество. Помогают строить храмы и церкви. Выделяют средства на сохранение культуры. А все потому, что ценности, которые проповедуют старообрядцы не искажены западной культурой.
Ольга Турчанинова, руководитель Общества культуры семейских Иркутской области
Была традиция, когда записывали свои грехи на бумагу, а потом в покаяния вкладывали. Есть письмо, написали его в начале 30-х годов. Женщина написала и вложила, а родственники отдавали. И она вот каялась в грехах: «плясала под гармошку, каюсь, грех. Била скотину, каюсь, грех. Чужую била еще пуще, чем свою, когда та заходила во двор, топтала что-то».
О том, где в Забайкалье сегодня можно найти старообрядческие монастыри и селения. Почему пить чай — это грех. Услышать историю двухсотлетнего сарафана, из какой ткани его шили, что аж четыре поколения девушек его носило и сносу ему нет. У кого под поясом хранились все ключи от амбаров. Что такое семейский распев и почему он признан ЮНЕСКО песенным феноменом. Увидеть своими глазами и прикоснуться душой к истории, которая не забыта. Обо всем расскажут в музее политической ссылки.