Главное — сыграть ситуацию. Что ежедневно приходится испытывать актерам, чтобы зритель был доволен? Для чего они общаются «на равных» со сценой, и как это: десять лет играть Гулящую? Об этом и многом другом расскажет Ирина Кузнецова, актриса Братского драмтеатра в диалоге с моей коллегой — Юлией Вербицкой. Мы продолжаем рубрику «Год юбилеев». И рассказываем о тех, у кого юбилей совпал с юбилеем Братска.
Ирина Кузнецова, заслуженная артистка России, актриса Братского драматического театра
Основную линию надо нести. Другое дело, что появляются нюансы: бывает смена партнера, бывает смена тебя. Я вот играю эту Гулящую уже лет 10 и думаю: надо уже кого-то другого ставить вместе себя, а то сколько ж можно гулять? Надо иметь совесть!
За эти десять лет, рассказывает Ирина Кузнецова, она сменила пять партнеров в
спектакле «Алые паруса». Со всеми — своя, необыкновенная театральная
жизнь. Но главное, чтобы суть спектакля оставалась неизменной. Такой же, как и
твоя мечта, признается актриса БДТ. Еще будучи малышкой, она желала попасть в
театр и остаться там навсегда.
Ирина Кузнецова, заслуженная артистка России, актриса Братского драматического театра
Как нас раньше воспитывали: у тебя должна быть профессия в руках, которая тебя кормит. И я окончила швейное училище. Я портной женского, детского легкого платья «с отличием». Думаю, если меня не возьмут на сцену, я все равно буду играть в театре. Буду сидеть в швейном цехе, буду надевать актрис.
После — Ирина поехала пробовать свои силы в Саратовское театральное училище. Все получилось: девушка поступила. Спустя годы обучения, уже с дипломом актрисы она отправляется на Тихоокеанский флот в военный театр. Теперь, на протяжении трех лет, ее ждут спектакли на военную тему и море. Тут же Ирина Павловна узнает, что все саратовские выпускники театрального училища разных лет едут в Братск, чтобы работать в новом театре драмы. Почти не раздумывая, с флота прямиком едет сюда: в город, который станет ее судьбой.
Главная подруга, главная поддержка Ирина Павловны в театре — это.. сцена. Прежде, чем выйти и сыграть в спектакле, большинству актеров необходимо поговорить со сценой, напитаться ее силой. С ней нельзя ссориться, заявляет Ирина Кузнецова. Ведь именно здесь ты обнажаешь душу, обнажаешь мысли. Сцену — не обмануть.
Ирина Кузнецова, заслуженная артистка России, актриса Братского драматического театра
Это Святилище! Как раньше говорили: «Это позорище». Но позорище не от того, что позор, а от того, что ты выходишь, открывая себя. Все равно ты открываешь себя в тех или иных чувствах, в каких-то эмоциях. И это, как священнодействие. Сцена — это волшебство»
Если со сценой договориться можно, то вот с режиссером и актерами дела обстоят намного сложнее. Актриса шутит: они ведь могут и ответить, если вдруг что.
Ирина Кузнецова, заслуженная артистка России, актриса Братского драматического театра
С режиссером надо найти общий язык. Иначе не получится просто ничего Мнения не совпадают, иногда кардинально, но нужно учиться, все-таки, у этого человека. И режиссер не просто: тут сказал, тут сделал, там встал, сюда пошел. Он же педагог.
Многочасовые подготовки, репетиции, грим, работа над внутренним состоянием, разговор со сценой. Восстановиться Ирине Павловне помогают книги или телеспектакли. Но самый верный помощник — это ее талисман. У него очень необычная история: этого слоника актрисе подарила девочка лет 15-ти на гастролях в Красноярске.
Ирина Кузнецова, заслуженная артистка России, актриса Братского драматического театра
После того, как мы отработали «машинисток», мне говорят: Ирина Павловна там Вас зрительница ждет. Я говорю, что я уже разгримировываюсь… А там вдруг девочка стоит, такие глаза: «Спасибо Вам большое. Я хожу каждый вечер.
Этот подарок, в виде слоника, обладает магической энергетикой. Ирина Павловна уверена: это мистика какая-то.
Ирина Кузнецова, заслуженная артистка России, актриса Братского драматического театра
Вот откуда эта девочка узнала, что я училась в театральном училище имени Слонова. И педагог по сцендвижению говорил: «Ну, слонята, ну давайте уже!». И вот этот слоненок фарфоровый у меня уже столько лет. Она не знала ничего. И я ей не стала ничего говорить. Я поняла, что это мистика. Пусть об этом буду знать только я и вы теперь. А теперь еще все братчане!