16+
Обряды бурятских шаманов в Большом Голоустном

Друг с другом не соревнуются, а вместе поддерживают древние традиции бурятские шаманы. Более того, в регионе даже существует сакральное место, где обряды проводили ещё около 300 лет назад! И оно до сих пор выглядит весьма мистически.

 

Сразу и не поймёшь, что эти причудливые фигуры - деревья. Но именно так на протяжении трёх столетий выглядит одна из старейших тополиных рощ Иркутской области. Здесь местные шаманы общаются с духами предков. Мистический ореол сделал это место рядом с селом Большим Голоустным по-настоящему сакральным. Хотя именно люди стали причиной его появления.
Первыми поселенцами в районе Большого Голоустного стали бурятские семьи ещё в начале 17 века. Однако уже к концу столетия по соседству начали возникать монастырские зимовья русских переселенцев с запада. Так как экономическое развитие этого места было неотступно связано с торговлей по воде, то водная стихия постепенно стала священной. Именно на берегу возникли первая православная часовня и место для шаманских обрядов.
И если попасть в часовню не сложно, то, чтобы добраться до рощи, где проводятся шаманские обряды, нужно для начала преодолеть реку вброд. Но и на месте препятствий не становится меньше. Ведь для общения с духами нужен специальный человек. Гидом согласилась выступить потомок голоустенских шаманов Валентина Иванова. А чтобы пребывание гостей в священном месте было безопасным, необходимо провести особый обряд.
В прежние времена шаманы часто приходили сюда - преимущественно за помощью для своего народа. Просили у предков умилостивить природу и дать хороший урожай. А сами деревья стали своеобразным олицетворением духов. Допускались до обрядов только избранные.
Валентина Иванова, представитель Бурятской национально-культурной автономии ИР: «Поскольку место это было запретным, и каждое такое священное место охранялось неписаным законом бурятских обычаев. То есть сюда нельзя было бегать, нельзя было обдирать деревья, нельзя было ломать что-то здесь».
Запреты распространялись не только на людей. По одной из легенд, местный шаман по неведомой причине изгнал из рощи всех птиц. И если сейчас внимательно прислушаться пение пернатых не услышать даже в разгар летнего дня. Избегают этого места и обычные голоустенцы. 
В последнее время роща вызывает опасения уже другого толка. Туристы, которые активно осваивают прибрежную территорию Байкала, за несколько лет превратили сакральное место в место для пикников. И когда сила духов уже не помогает, в свои руки проблему сохранения рощи решили взять местные жители.
Татьяна Липская, глава администрации Голоустненского муниципального образования: «Самое страшное ещё то, что молодых деревьев здесь нет, потому что они тоже погибают по разным причинам, и местный скот наносит определённый урон. Но местные жители Большого Голоустного срезали веточки, отрастили, посадили, саженцы прижились».
Сейчас из старых деревьев осталось не более 10. Однако трогать их ни обычные люди, ни шаманы не хотят. Поэтому роща активно разрастается вширь. Возможно, новые деревья станут и для местных жителей, и для туристов такой же важной составляющей истории.

Сразу и не поймёшь, что эти причудливые фигуры - деревья. Но именно так на протяжении трёх столетий выглядит одна из старейших тополиных рощ Иркутской области. Здесь местные шаманы общаются с духами предков. Мистический ореол сделал это место рядом с селом Большим Голоустным по-настоящему сакральным. Хотя именно люди стали причиной его появления.

Первыми поселенцами в районе Большого Голоустного стали бурятские семьи ещё в начале 17 века. Однако уже к концу столетия по соседству начали возникать монастырские зимовья русских переселенцев с запада. Так как экономическое развитие этого места было неотступно связано с торговлей по воде, то водная стихия постепенно стала священной. Именно на берегу возникли первая православная часовня и место для шаманских обрядов.

И если попасть в часовню не сложно, то, чтобы добраться до рощи, где проводятся шаманские обряды, нужно для начала преодолеть реку вброд. Но и на месте препятствий не становится меньше. Ведь для общения с духами нужен специальный человек. Гидом согласилась выступить потомок голоустенских шаманов Валентина Иванова. А чтобы пребывание гостей в священном месте было безопасным, необходимо провести особый обряд.
В прежние времена шаманы часто приходили сюда - преимущественно за помощью для своего народа. Просили у предков умилостивить природу и дать хороший урожай. А сами деревья стали своеобразным олицетворением духов. Допускались до обрядов только избранные.

Валентина Иванова, представитель Бурятской национально-культурной автономии ИР: «Поскольку место это было запретным, и каждое такое священное место охранялось неписаным законом бурятских обычаев. То есть сюда нельзя было бегать, нельзя было обдирать деревья, нельзя было ломать что-то здесь».

Запреты распространялись не только на людей. По одной из легенд, местный шаман по неведомой причине изгнал из рощи всех птиц. И если сейчас внимательно прислушаться пение пернатых не услышать даже в разгар летнего дня. Избегают этого места и обычные голоустенцы. В последнее время роща вызывает опасения уже другого толка. Туристы, которые активно осваивают прибрежную территорию Байкала, за несколько лет превратили сакральное место в место для пикников. И когда сила духов уже не помогает, в свои руки проблему сохранения рощи решили взять местные жители.

Татьяна Липская, глава администрации Голоустненского муниципального образования: «Самое страшное ещё то, что молодых деревьев здесь нет, потому что они тоже погибают по разным причинам, и местный скот наносит определённый урон. Но местные жители Большого Голоустного срезали веточки, отрастили, посадили, саженцы прижились».

Сейчас из старых деревьев осталось не более 10. Однако трогать их ни обычные люди, ни шаманы не хотят. Поэтому роща активно разрастается вширь. Возможно, новые деревья станут и для местных жителей, и для туристов такой же важной составляющей истории.

16.08.2016 18:00 т/к НТС народы, область, традиции, шаманы

Фотогалерея

Видео

Обсуждение